Momento mori - Помни о смерти (лат.) Фильм «Помни» в оригинале назывался Momento, а книга, по которой он снят — Momento Mori.
Это, наверное, одна из самых странных историй в кинематографе.
-Может быть, кто-то смотрел фильм «50 первых поцелуев»? У нашего главного героя почти тот же синдром, что у героини романтической комедии. У него нет краткосрочной памяти.
-В чём это выражается?
-Он ничего не помнит.
-Амнезия?
-Нет. Он помнит только последние 15 минут жизни. И режиссёр ОЧЕНЬ экстравагантно даёт нам понять это ощущение.
-Как можно передать это фильмом?
-Мы увидим фильм наоборот.
-Что?
-Да, может быть это интрига , но я раскрою её сразу (расставив в желании смотреть-или-нет все точки над i). Первой, нам покажут сцену смерти. Потом — как главный герой с БУДУЮЩЕЙ (!!!) жертвой подъезжает к дому. Третья сцена — гг с жертвой садятся в машину.
-И тяжело так смотреть?
-Понимание того, что происходит, пришло ко мне на 10ой минуте фильма, после нескольких эпизодов. И впрямь — это как минимум гениальный режиссёрский ход — мы сразу знаем, кто виновен во всём. Как будто прочитали концовку детектива и теперь укоряем убийцу в том, что он допускает ошибки. И мы впрямь начинаем понимать ощущения человека со склерозом — мы не знаем, что было с Леонардом (простите что не представил) 15 минут назад. Чтобы нам было удобнее, то начинаем каждый раз с «щелчка» в памяти героя — новый эпизод начинается с того, что не помнит, где он, и заканчивается началом следующей сцены. Сложно, не правда ли?
-Да, пожалуй…. Но того стоит?
-У картины — невероятный, просто безумный ритм. События меняются со скоростью звука — днями, местами, людьми, фотографиями в карманах… Иногда герой попадает в абсолютно смехотворные ситуации, при этом не переставая убегать и расследовать. Не забывайте, что прежде всего — это детектив, и мы ищем убийцу нашей жены. Простите, уже нашли. Нас регулярно подставляют, используют нашу память в своих целях — но и мы делаем так же, если успеваем записать об этом на листочке.
-Странно видеть удивлённое лицо непомнящего человека… примерно 40 раз за фильм?
-Актёры справляются великолепно. Гай Пирс одноврменно хорошо играет и дурачка, и философа, и убийцу — уж поверьте, Леонард бывает и тем и тем (зависит от того, с какой ноги встал… 15 минут назад). Прочие актёры так же нареканий не вызывают — а истерика Натали (Кэри Эн Мосс — Тринити из всем известного фильма) так и вовсе просто радует глаз. Другие лица появляются не так часто — обычная массовка, не трэш Уве БОлла и ладно.
-Ну понятно… Оригинальная режессура и сюжет. Да и только…
-Ну соглашусь, тут нет грандиозной философии Бойцовского Клуба. Да и не надо особенно. Вполне хватает не гениальных, но во многом правильных диалогов: «Память ненадёжна… Спросите полицейских, которые проверяют показания свидетелей». Не слишком много романтики (фильм явно скорее мужской), достаточно драк и стрельбы.
-Всё равно сомневаюсь…
-Ладно, можно и так: «Да ты чё!! Это фильм от чуваков, которые сняли нового Бэтмэна и Престиж! Там Тринити есть!»
Не очень люблю этот способ, но для некоторых и он сработает.
Хотел поставить фильму 10 (первый раз в жизни), но эмоции поутихли, и посталю 9,9 =) Но вердикт однозначен — СМОТРЕТЬ!